Игра как один из элементов урока иностранного языка в начальной школе
Как сделать свой урок интересным,
увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой
материал? Над этими проблемами постоянно работает учитель. Проанализировав большое
разнообразие приемов организации учебной деятельности, приходим к выводу, что
одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения
языком в начальной школеявляется
использование игр. Они активизируют мыслительную деятельность учащихся, позволяют
сделатьучебный процесс интересным. Это
мощный стимул к овладению английским языком. Атмосфера увлеченности и радости,
ощущение посильности заданий и увлекательности позволяет решать серьезные
дидактические и коммуникативные задачи.
Об обучающих возможностях игр известно
давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на
эффективность использования игр в процессе обучения.
По мнению психологов (Леонтьев А.А.)
мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена
в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической
мотивацией.
Эльконин Д.Б. считает, что игра выполняет
четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно -
потребностнойсферы, средство познания,
средство развития умственных действий и средство развития произвольного
поведения.
Игравсегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают
общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Выготский Л.С., ведет
за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо
игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и
воображение, там работает мышление.
Таким образом, игра – это 1)
деятельность; 2) мотивированность; 3)
индивидуализированная деятельность; 4) обучение и воспитание в коллективе и
через коллектив; 5) развитие психических функций и способностей;6) "учение с увлечением” (Соловейчик С.Л.).
Пассов Е.И. выделяет шестьосновных целей использования игры на уроках иностранного
языка:
1) формирование определенных навыков;
2) развитие определенных речевых умений;
3) обучение умению общаться;
4) развитие необходимых способностей и психических
функций;
5) познание в сфере страноведения и языка;
6) запоминание речевого материала.
Упражнения игрового характера могут быть
разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения их,
материальной оснащенности, количеству участников и др., но все они способствуют
выполнению важных методических задач:
1) созданию психологической готовности
детей к речевому общению;
2) обеспечению естественной необходимости
многократного повторения ими языкового материала;
3) тренировке учащихся в выборе нужного
речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи
вообще.
Игры условноможно разделить на две большие группы. К
первой группе можно отнести фонетические, орфографические, лексические и грамматические
игры, т.е. игры, способствующие формированию речевых навыков. Ко второй группе
относятся творческие игры, целью которых является дальнейшее развитие речевых
навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных
задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков
могут быть проявлены в таких играх.
Сам факт, что игра вызывает интерес и
активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них
деятельности, способствует более прочному и быстрому запоминанию иноязычных
слов и предложений. Этому же служит и тот факт, что знание материала является
обязательным условием активного участия в игре, а иногда - обязательным
условием выигрыша. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и
приобретать новые знания, т.к. стремление выиграть заставляет думать,
вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Игра активизирует стремление
ребят к контакту друг с другом, учителем, создает условия равенства в речевом
партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Место игр на уроке и отводимое игре время
зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных
целей и условий урока и др. Применяя языковые и речевые игры на уроке, учитель
должен помнить следующее:
1) выбор формы игры должен быть
педагогическии дидактическиобоснован; учитель должен знать, с какой
целью он проводит ту или иную игру;
2) в играх должно быть задействовано как
можно больше учащихся;
3) игры должны соответствовать возрасту и
языковым возможностям учащихся;
4) языковые игры служат развитию всех
видов речевой деятельности;
5) не всегда удается "вписать” языковую
игру в тематику урока, но учитель должен стараться это сделать;
6) ведущий, обычно учитель, должен быть
по возможности на заднем плане; роль ведущего могут играть и ученики;
7) затраты времени на подготовку и
проведение игрыи ее польза должнынаходиться в оправданном соотношении друг с
другом;
8) языковые игры должны проводиться
преимущественно на иностранном языке;
9) нельзя забывать о том, что игры не
могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки; они базируются
на уже изученном материале. Учитель должен применять их в меру,
целесообразнои планово.