Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе
Использование здоровьесберегающих технологий на
уроках английского языка в начальной школе
Ледовских
С.Н.
Состояние
здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и
государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на
будущее.
Ухудшение
здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и
серьезной педагогической проблемой.
Все мы знаем, что напряжение, в котором
пребывают наши дети, вынужденные поглощать и перерабатывать огромные объемы
информации, прессинг со стороны амбициозных родителей и со стороны общества,
предъявляющего все большие требования к молодому специалисту, ведут к росту
тревожности по поводу их будущего, к появлению сомнений в своей
конкурентоспособности, эмоциональным срывам, апатии и депрессии, разрушающим
здоровье.
Я - учитель; я люблю своих учеников, мне
не безразлично будущее моего народа, поэтому я всегда интересовалась
здоровьесберегающими технологиями обучения. Поскольку я преподаю английский
язык, то, конечно, меня более всего интересует, какие технологии и приемы здоровьесбережения
можно применить на уроках английского языка и, особенно, на уроках английского
языка в начальной школе.
Работая в начальных классах, я часто использую
смену учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток,
расслабления во время прослушивания песен. На своих уроках стараюсь в полной
мере использовать все необходимые средства, способствующие здоровьесбережению. Например,
введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием
движения. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют
движения, то есть они, не просто рассказывают диалоги, а показывают их. Широко
использую на уроках игрушки и картинки; дети имитируют действия с ними, что
способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной,
словесно-логической. Физкультминутки провожу в сопровождении рифмовок (всем
известные ,,Hands up! Hands down!” и ,,Bend your head, bend your knees” и более
современные, которыми изобилуют аутентичные учебники, или придуманные вами или
вашими учениками). Использование в практике работы подвижных игр способствует
развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности,
концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых
способностей. Не стоит бояться, что если дети подвигались и пошумели, то потом
будет трудно вернуть урок в рабочее русло. Совсем наоборот: сбросив напряжение,
дети будут готовы серьезно потрудиться дальше.
Элементы театрализации на уроках, а также
подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия
психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при
подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, 23 февраля, 8 Марта,
окончания учебного года. Разучивание и исполнение стихов и песен на английском
языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом
деятельности с особым удовольствием.
В программу обучения английскому языку
входит ряд тем, содержание которых органично переплетается с элементами
здоровьесбережения. Например, широкое поле деятельности для привития детям
правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы
«Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем
своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня,
санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения
здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания,
назначением разных блюд, правилами гигиены, расширяют через игру свои знания об
этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д.
На уроках английского языка в начальной
школе я применяю «завуалированный» контроль знаний и умений учащихся в форме
игр (лото, кроссворды, ролевые игры, элементы драматизации и др.)
Безусловно, нельзя превратить каждый
урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование. Многое требует
серьезного труда, спокойной академической обстановки, вдумчивой
интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и
серые будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если
уроки будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то
нового и интересного; если эмоциональная атмосфера на уроках будет атмосферой
доброжелательства и сотрудничества; если ученики будут иметь возможность
развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, - безусловно,
и учить, и учиться будет легко и радостно, что непременно положительно скажется
на психофизическом здоровье и учителя, и его учеников.
Так каким жедолжен быть урок английского языка в
начальной школе с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, я всегда помню, что
в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура,
свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых
раздражителей), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы
должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения,
должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала).
Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним
заданием.